Сколько сегодня можно заработать, работая продавцом?

Сегодня сайт HeadHunter опубликовал список средних зарплат менеджеров по продажам, менеджеров по работе с клиентами и региональных представителей в разных городах России. Количество городов в сравнении обусловлено наличием предложений от работодателей в июне.

Сайт приводит данные по городам, где возможно было вывести среднее значение, так как в некоторых городах указанные позиции отсутствуют совсем, а в некоторых — одна–две соответствующие вакансии. Также следует помнить, что при анализе, по понятным причинам, учитывались только предложения с указанием заработной платы. Но в целом, исследование дает довольно точную картинку того, сколько можно заработать, работая продавцом, через 1-2 месяца после прохождения испытательного срока.

Многие специалисты сходятся во мнении, что менеджер по продажам — это не столько профессия, сколько состояние души. Главный навык — умение продавать, — как правило, врожденный. Но его можно и нужно развивать.

Основная особенность в оплате труда менеджеров по продажам в том, что зарплата чаще всего сдельная: сотрудника берут на определенную ставку (не слишком высокую) и процент от продаж, поэтому зарплаты получились довольно приблизительные. Очевидно, что при повышении сложности товара или услуги растет и зарплата. При продаже высокотехнологических товаров или услуг, имеющих высокую стоимость и длительный цикл продаж, продавец может смело умножать приведенные данные на 1,5 или 2, или даже на более высокий коэффициент.

Чаще всего под такими формулировками, как “менеджер по продажам”, “менеджер-консультант”, “консультант по продажам”, “ассистент” или “региональный менеджер” подразумевают обычного продавца и его ключевой задачей остаются продажи. Но, как правило, в тех компаниях и должностях, где фигурирует слово “менеджер” (хоть и не всегда, но часто), требуются дополнительные навыки, связанные с более углубленной работой с клиентами. Например, часто требуется знание и даже участие в маркетинговых акциях и активностях, анализ существующих и поиск новых каналов сбыта, консультирование клиентов по телефону, сопровождение продаж, ведение полного цикла продаж с корпоративными клиентами и т.д.

Зарплата варьируется не только в зависимости от городов и сферы деятельности, но и в зависимости от уровня насыщенности рынка и активности конкурентной среды. Оплата усилий продавца по продаже картриджей, услуг по установке “1С:Бухгалтерии”, страховых услуг или по продвижению нового тарифа сотовой связи для корпоративных пользователей будут сильно разниться, в зависимости от того, сколько еще компаний в городе занимается тем же самым, сколько у них продавцов и используют ли они метод прямых продаж.

Все более и более становится востребованной профессия “Региональный представитель”. Продавец, который отвечает за продажи своего продукта в конкретном регионе или округе. Главный плюс для продавца — самому выбирать стратегию работы (сидеть в офисе или постоянно работать “в поле”) и, работая в крупной столичной или питерской компании, иметь возможность жить и работать в своем городе. То есть, быть, по сути, лицом и представителем этой компании на вверенной территории.

Региональные представители необходимы не только на этапе расширения бизнеса, но и в стабильных и международных компаниях. Региональный рынок постоянно меняется, есть много специфики, касающейся местных нравов, особенностей, привычек, поэтому любой крупной или растущей компании выгодно иметь “своего человека” на месте. Это экономит время клиентского обслуживания и дает компании бесценную маркетинговую информацию. Неудивительно, что профессия регионального представителя популярна во многих городах и часто оплачивается выше, чем простого продавца.

К тому же, эффективных региональных представителей часто переводят в головной офис – это своеобразный лифт для талантливых продавцов в регионах. Начиная с невысокой зарплаты в своем регионе, продавец растет, живя в своем доме и не тратя денег на аренду жилья, а потом, после предложения работы в головном офисе, ему дают солидное вознаграждение и часто помогают с жильем – таким образом он оказывается в более выигрышном положении, чем его собратья по рынку, которые все бросили в своем городке и приехали “на заработки в город” без гроша в кармане.