Джон Эдэйр (р. 1934)

Джон ЭдэйрДжон Эдэйр — британский ученый, первый, кто занялся исследованиями теории и практики концепции лидерства, работая в Великобритании в университете графства Суррей (1979-1983 гг.).
С 1991 года Д. Эдэйр является внештатным преподавателем предмета «Лидерство» в университете Эксетера, который был первым учебным заведением, учредившим бакалавриат в области лидерства (1993 г.). В 1997 году в университете Эксетера был основан центр изучения лидерства.
Выпускник Кембриджа, Эдэйр, чья по-деловому спокойная манера поведения никак не выдает пестрой биографии и яркой карьеры (в которой присутствует даже служба в бедуинском полку Глубб-паши, работа матросом на траулере в водах Арктики и чтение лекций в Королевской военной академии), написал более 25 книг, посвященных вопросам лидерства и менеджмента. Сейчас он работает консультантом по международному менеджменту и управляет собственной компанией.
До чтения лекций по лидерству в университете Эксетера Эдэйр был внештатным научным сотрудником Оксфордского центра по изучению менеджмента, а также заместителем директора Промышленного общества, где возглавлял отдел изучения лидерства.
Эдэйр считает, что у него есть три заслуги перед теорией менеджмента.
Он был первым, кто продемонстрировал, что человека можно научить быть лидером, что это навык, а не врожденная склонность.
Во-вторых, он указал на весомость вопросов лидерства в идеологии менеджмента, связав с лидерством процесс принятия решений, осуществление коммуникации и управление временем.
И, наконец, он дал определение лидерству, связав его с тремя взаимодействующими областями: задачи, команды и индивидуума (позднее преобразовав этот подход в концепцию «лидерства, основанного на действии», или ACL, “action-centered leadership”).
Без ложной скромности Эдэйр утверждает, что модель ACL «проявляется в науке менеджмента с тем же величием, что и теория относительности Эйнштейна. Она определяет основные силы, управляющие работой трудовой группы и организации, и предсказывает их внутреннее соотношение с определенной степенью точности».
Идеи ACL включают в себя многое из учения об основных потребностях индивидуума, впервые описанных Маслоу и Фредериком Херцбергом. Концепция ACL зародилась у Эдэйра еще в Сандхерстской военной академии и получила дальнейшее развитие в Промышленном обществе.
Наиболее известные книги Эдэйра в области лидерства: «Эффективное лидерство», «Не боссы, но лидеры» и «Великие лидеры» (посвящена рассмотрению лидерских качеств исторических персонажей). Эдэйр провозгласил, что его миссия — «быть на передовой мысли менеджмента» и эффективно воплощать идеи менеджмента в жизнь.
Джон Эдэйр обращается к этимологии в объяснении разницы между терминами «лидерство» и «менеджмент». В интервью журналу «Director» (ноябрь, 1988) он подробно объяснял:
Лидерство предполагает наличие направления.
Термин «лидерство» происходит от англосаксонского слова, общего для всех североевропейских языков, означающего дорогу, путь, курс корабля в море. Лидерство — это знание того, каким будет следующий шаг…
Термин «менеджмент» имеет другое происхождение. Он происходит от латинского слова «manus» — рука. Рука управляет саблей, кораблем, лошадью. Этот термин скорее имеет отношение к области механизмов. Менеджмент зародился в XIX веке среди инженеров и бухгалтеров, трудившихся на различных фабриках и заводах. Люди этих профессий считали свои предприятия механизмами.
Но в идее менеджмента есть ценные элементы, отсутствующие в концепции лидерства.
Менеджмент склонен к контролю, особенно финансовому, и администрированию. Лидеры же не обязательно хороши как администраторы или управляющие ресурсами.
В чем лидеры сильны или должны быть сильны, так это во вдохновляющем влиянии на других. Тут все зависит от личного энтузиазма лидера, его приверженности работе, его умения передать и поделиться своим энтузиазмом с другими, заразить их. Это не мотивация, которой учат в бизнес-школах. Мотивация более проста, механистична. Лидерство же взаимосвязано с работой коллектива. Лидерство создает команды. На роль менеджера можно быть назначенным, но звание лидера «ратифицируется» в сердцах и умах ваших подчиненных. Те, кто за вами следует, должны принять вас как лидера, что совсем не обязательно, если вы занимаете пост как назначенец.
Понятие «командный дух» является сердцем теории Эдэйра и его концепции ACL Он считает, что рабочие группы объединены общими потребностями, складывающимися из потребности выполнять общее дело, потребности оставаться единой социальной единицей, т. е. командой, и суммы потребностей членов команды. Это представление и Нормировало его «теорию трех кругов»: провал в одной области влияет на остальные две. К примеру, неуспех в достижении поставленной цели (или отсутствие таковой вообще) разрушит чувство единства команды и уменьшит чувство удовлетворения каждого сотрудника. Подход легче объяснить, нарисовав три перекрывающихся круга, утверждает Эдэйр. Такая диаграмма покажет «жизненную необходимость единства: любое действие становится мультифункци-ональным и затрагивает все три области».
В «Понимании мотивации» Эдэйр перечисляет функции лидера в том виде, в каком они изначально были разработаны во времена его преподавательской деятельности в Сандхерстской военной академии:
– планирование (поиск всей необходимой информации; определение задачи и цели рабочей группы; разработка реального плана)
– инициация (ознакомление группы с необходимой информацией; распределение задач; установка стандартов качества работ)
– контроль (поддержка установленных для группы стандартов качества работы; отслеживание движения к цели; «подстегивание» действий и решений)
– поддержка (проявление внимания к вкладу каждого индивидуума в общее дело; призывы к труду и поддержание дисциплины; создание командного духа; разрядка напряженных ситуаций шуткой; принятие роли миротворца в разногласиях)
– информирование (разъяснение задачи и плана действий; информирование группы; сбор информации от группы; объединение идей и предложений)
– оценка (проверка жизнеспособности идей; тестирование последствий действий команды; оценка производительности рабочей группы; помощь группе в самооценке).
Функции лидера являются ключевым элементом теории Эдэйра, где модель трех кругов играет роль центральной идеи, но не исчерпывает сути его учения о лидерстве. Оригинальность ACL, указывает он, не в отдельных частях учения, изобретенных вовсе не им, но в их интеграции в единое целое и в применении этого единого целого в обучении.
«Будучи поставленными в новые отношения друг с другом, эти части прошли сквозь различные изменения, что неизбежно в любом творческом процессе».
Составными частями теории стали переосмысленные идеи предшественников: модель «пирамиды потребностей» Маслоу и классические определения функций менеджмента Анри Файоля. В «Понимании мотивации» Эдэйр представил свое правило «50/50» (примененную к лидерству вариацию принципа Парето), в котором он утверждает, что половина мотивации индивидуума лежит внутри него, а вторая исходит извне. Эта теория противоречит мнению большинства ученых, занимающихся вопросами мотивации, с Маслоу и Херцбергом во главе, которые утверждают, что мотивация изначально сосредоточена в самом индивидууме.
Эдэйр применял различные вариации правила «50/50», к примеру, в книге «Эффективное формирование команды», где он предполагает, что 50% успеха зависят от команды, а 50% — от лидера. Правило «50/50» полезно, утверждает Эдэйр, поскольку заставляет каждую из сторон тщательно выполнять свою работу, прежде чем критиковать вклад в общее дело другой стороны.
«Это уникальное лекарство от болезни “Мы и Они” внутри организаций».