Золотое молоко для российского бизнеса или три фактора успеха российских бизнесменов

Недавно я побывал на одном мероприятии, где для вечернего общения собралось около 150 представительных мужчин и женщин, большей частью представляющих топ-менеджмент крупных российских компаний. Красивые галстуки, платья, запонки, часы, серьги, коктейли красиво обрамляли благородные лица и мудрые мысли и потенциале стратегического развития российского эстеблишмента. Я скромно помалкивал и прислушивался. В этот раз меня интересовали насущные проблемы этих людей.

О проблемах как всегда говорили мало и неохотно. Да, они есть, но у кого их нет? Да, ситуация тяжёлая, но работать можно. Куда идти? В регионы конечно. Есть ли там деньги? Нет, денег там нет, но идти нужно. А зачем? Тут уже тесно. А что там с импортозамещением? Президент приказал. Да, приказал, но вы же знаете, как у нас выполняются приказы. Да уж. А что там с ценами на нефть? Тренды трындят. Ясно. А что с гособоронзаказом? А с моногородами? А что там с ИТ? Везде бюджеты порезали? Так уж везде? А вот там я слышал есть деньги… Слухи? А вот тут? А как же те два «ярда», выделенные на… Ах, там опять выиграли те самые? 

В общем, обычный российский бизнес трёп. Как всегда, разительно отличаются те, кто сидит на бюджете и те, кто бегает по рынку, высунув язык, и ищет свободный сосок этой огромной многоликой коровы-матушки, раздающий госбюджет. Нет госденег – соси золотое молоко не из большого вымени, а из маленьких бутылочек, в которые развешивают его те, кто давно и плотно прилип к вымени. Хотя бы столько. Как там поётся в военной песне – ещё немного, ещё чуть-чуть.

Но я обратил внимание, что многие руководители компаний и коммерческие директора мечтают о некой волшебной таблетке, приняв которую их компания могла бы расправить крылья и воспарить над рынком подобно птице Фениксу. Они хотят для своего бизнеса славных дел, огромных оборотов, толпы восхищённых клиентов, гордых партнёров и фанатов-сотрудников. Они ищут такую таблетку, они верят в неё и готовы заплатить за неё миллионы. Но они никогда не говорят о ней в таких терминах. Обычно на их пути к счастью есть одна-две глобальные проблемы, которые они сейчас решают. Иногда это управление качеством, иногда управление персоналом, иногда выстраивание управление логистикой и цепочками поставок, иногда внедрение крупной софтины или расширение складских площадей.

И, слушая их, наблюдая за ними со стороны, становится очевидным, что все они читали одни и те же книги, все они знают плюс-минус одно и то же. Если раньше можно было кого-то удивить «зелёной шляпой» Эдварда де Боно, «силой заместителей» Портера или «полудохлой собакой» BCG, то сегодня всё, что можно, уже давно прочитано, понято, пропущено через себя, применено или отвергнуто по причине «не учитывает нашу специфику». Все владеют предметом одинаково и «делают вещи правильно».

Однако, давайте попробуем провести в уме небольшой эксперимент. Вычтем из нашей экономики госбюджет и всё, что им финансируется. Включая полностью компании, персонал, рекламные бюджеты и все их товары и услуги. Давайте оставим только то, что есть коммерческий рынок с честной конкуренцией. Это будет трудно, но представьте. А из этих оставшихся компаний давайте попробуем выбрать только выдающиеся компании. Потрясающие компании. Компании, руководство которых просто потрясающе делает свою работу. Есть ли вокруг вас такие? Много ли их? Сколько лет они на рынке? В чём секрет из успеха?

Я провёл собственное исследование и вычленил три фактора успеха руководителей таких компаний. Они совпали или почти совпали у всех экстенсивно растущих компаний, которые мне известны и знакомством с которыми я горжусь.

Вот эти факторы:

– Великолепные коммуникационные навыки первых лиц. Обычно с такими людьми очень приятно общаться, они отлично знают своё дело, они внимательно слушают и всегда говорят о том, что интересно собеседнику. Разговор с такими людьми – отдельное эстетическое удовольствие.

– Значительную часть своего ежедневного времени эти компании тратят на выполнение своих замыслов в отношении стратегического развития. То есть, они буквально делают что-то, что имеет отношение к их фундаментальному рыночному преимуществу, что-то, что не принесёт им денег в этом квартале и даже в этом году. Они строят некое, видимое только им, здание, в котором можно будет жить позже. И это, увы, часто очень непростая вещь, так как далеко не все, даже их собственные сотрудники и менеджмент, готовы «играть в долгую».

– Они не ищут лёгких путей и не ищут «волшебную таблетку». Они двигаются постепенно, но в одном и том же направлении. Они умеют фокусироваться на выбранной цели и идти к ней, не обращая внимания на бушующую вокруг грозу, падающие деревья и встречный ветер. Японцы это называют «дао». Выбранный путь. И главное, при его выборе, вовсе не красота цели. А сознательный отказ от всех других, часто очень соблазнительных, альтернатив.

В этой связи мне очень нравится китайская мудрость, которую я узнал от Давида Яна: «Как великий воин стреляет из лука? Он натягивает тетиву и смотрит на крохотную мишень до тех пор, пока, увеличиваясь в его глазах, мишень не закрывает всё небо. Тогда он отпускает стрелу в произвольном направлении.».

У тех людей, о которых я пишу, цель уже такого размера, что любое выбранное ими действие приближает их к её достижению.